UA-63532172-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы управляем фильмами, фильмы управляют нами

Опубликовано 02.06.2018
Несколько слов по поводу экспериментального английского фильма, сюжет которого меняется в зависимости от зрительского восприятия, поскольку немного занимался этой темой. Ну и о других кинотехнологиях.
В основе любого кино лежит умение управлять зрительским вниманием. И, конечно, любые попытки искать новые способы управления вниманием зрителя полезны, даже как промежуточный эксперимент и как шаг в развитии.
В данном случае, что интересно.
Во-первых, тут имеется в виду просмотр, одиночный, индивидуальный, а не коллективный в кинозале. Иначе одному зрителю покажется не интересным какое-то продолжение фильма, а другому очень даже наоборот архи-интересным и познавательным. А привести все к одному общему вектору не получится – один тянет в одну сторону развитие сюжета, другой в другую, все начнут переключать, на экране – неразбериха, а в кинозале из-за такого конфликта так и вообще может начаться такое развитие сюжета, поинтереснее, чем на экране. Управление коллективным вниманием вещь сложная. Можно, конечно, прибегнуть к принципу демократического централизма – большинство будет определять, какое кино всем смотреть дальше.
Во-вторых, что по сути, сделали англичане. В общем-то, участником такого эксперимента является любой, кто лежит на диване напротив телевизора с пультом ДУ. Как только перестало нравиться то, что на экране, человек переключился на другой канал. В таком случае, разумеется, нет какого-то единого стройного развития экранной истории, но принцип тот же, что и у англичан. Англичане автоматизировали этот процесс и сократили время реагирования на экран. У них сигналы идут от головы не к руке с пультом, а непосредственно снимаются с головного мозга и подаются через провода или беспроводно на программу управления сюжетами. Изъят пульт дистанционного управления. Хотя, на мой взгляд, лучше бы эти нотингемские ученые ребята оставили пульт. Было бы на практике проще, удобнее и уж точно дешевле, чем надевать на голову шапку с микросхемами и датчиками. Но это же англичане, они легких путей не ищут.
Ценность тут в том, что они пытаются искать технические решения смены направления движения сюжета. Разработана программа автозамены сюжетов в ответ на сигнал от головы. И добавлены сами эти микросюжеты, как, более менее, стройная составляющая часть возможных вариантов продолжения фильма. А сам способ, устройство считывания активности мозга изобретено уже относительно давно, во всяком случае, проверяя патентную чистоту одной своей идеи, встречал разное его прикладное применение.
Ну и у этого направления управления зрителем, как мне представляется, хиленькая перспективность.
Существует такая научная дисциплина, как САР – система автоматического регулирования. Так вот, один из главных его законов, работающий также безотказно как закон Ома, говорит о следующем. Система с внешним регулированием имеет коэффициент надежности и вариативные возможности управления системой выше, чем саморегулирующая система.
А вот этот английский экспериментальный фильм – это движение в сторону работы с саморегулирующейся системой.
В общем-то, с этой точки зрения сценарий и фильм итак является такой системой, то есть, автоматической программой по управлению вниманием зрителя. Начинается фильм – и как бы запускается программа, в которой авторы картины должны заранее предусмотреть все так, чтобы концентрация внимания зрителя на фильме была максимальной на протяжении всего сеанса, в каких-то местах дать вниманию отдохнуть, в каких-то предусмотрительно переключить его посредством разных поворотов и набора различных приемов и т.д. То есть, англичане пытаются несколько расширить возможности имеющейся саморегулирующейся системы.
На мой опять же взгляд, это на практике интересно может быть только как часть некой системы с внешним регулированием. Я в своей книжице приводил схему системы с внешним регулированием.
И потом, это только получасовой фильм с простенькой историей, а представляете, если полный метр сколько нужно запасных вариантов сюжетных линий надо обеспечить, а еще, если идти дальше и менять в угоду зрителю героев и локации, это совсем падение в ущелье. Но, как промежуточный шаг в развитии управления вниманием свой прогресс, разумеется, имеется.
В театре, кстати, есть возможности активного влияния на внимание зрителя по ходу спектакля, и театр ближе к системе с внешней регуляцией – там можно воздействовать светом, звуком, какими-то сценическими оперативными перестановками и т.д.
И так называемые VR-фильмы тоже можно отнести к системам с внешним регулированием. Потому что по своей технической структуре они выглядят состоящими из программного блока, отвечающего, так скажем, за показ кино, и программного блока, воздействующего на наш мозг, управляющего нашим состоянием в соответствии с текущей сюжетной ситуации. И этот второй блок собственно и является чем-то на вроде внешнего регулятора. Обычно при просмотре фильма или спектакля внимание держится за счет такого многоемкого понятия как интерес и за счет переживания, а в VR-фильмах там интерес к фильму может отсутствовать и только будет сопереживание.
Например, если тебя погрузили в жесткую виртуальную реальность VR-действа и охватывает смертельный ужас, и ты обливаешься холодным потом, то какой уж тут интерес к фильму. Тут весь интерес в том, как избавиться от такого состояния, – и рулит в данной ситуации только переживание. Герман Греф, по-детски падкий на подобные новации, с тем же детским восторгом рассказывал о своих впечатлениях после посещения Кремниевой долины. Там ему и его сотрудникам предлагали поучаствовать в VR-действах. Два аттракциона, в одном после надевания соответствующего оборудования человек оказывался на доске, закрепленной одним концом к крыше высоченного небоскреба. И ему – по захватившим его ощущениям – необходимо было дойти до незакрепленного края этой доски и вернуться обратно. Когда с т.н. зрителя этого VR-фильма снимали шлем, его рубашка была совершенно мокрой после того реального ужаса, который он испытал. В другом VR-действе человек оказывался в темном бандитском квартале один против нескольких безбашенных подростков, и ему не предоставлялось никакой иной возможности кроме как начать драться с ними. Греф и остальные со смехом смотрели, как этот «зритель», которому было по ощущениям совсем не до смеха, размахивал руками, бросался из стороны в сторону, падал, вскакивал и даже больно зацепил американца-инструктора по VR-технологиям.
Т.е. человек тут становится в строгом смысле не зрителем, а участником, ну или присутствующим при каком-то действии, охватившим его. И, соответственно правильнее вот такой VR-продукт было бы называть не VR-кино, а VR-игра, поскольку больше он относится не к кинематографу, а к компьютерным играм. Хотя с учетом того, что границы стираются, называть уже можно как угодно. И опять же пока VR-продукт существует в виде небольших аттракционов и короткометражек, которые являются почти такими же ситуациями-аттракционами. А вот заганать человека в такое состояние часа на полтора-два это тоже довольно проблемная затея.
И тут как функцию внешнего регулирования уже обязательно, конечно, надо возлагать на кого-то обязанность снимать с участника шлем с устройством и отключать его электропитание. Иначе есть опасность, что человек больше никогда не вернется из VR и так и останется в ней навсегда.
 
© Анатолий Шатских
Читать полностью »

Водка, церковь и кинематограф

Опубликовано 17.03.2017
Водка, церковь и кинематограф
 

У эскимосов существовал древний обычай. Перед тем, как разжечь из поленьев костер, они рисовали на них волнистые линии – образ будущего огня, помогающий пробудить к жизни реальный огонь. Художественный фантом таким способом воплощался в реальность.

Похожими делами (иногда помимо своей воли) занимается и кинематограф. Во всяком случае, именно ради этого он и был некогда назван у нас важнейшим из искусств. Известной реплике, брошенной Лениным в адрес Луначарского (не исключено, что раздраженно-иронично – Луначарский интонацию не пересказал), предшествовало то, что в стране к 17-ому году было около 90% верующих и примерно столько же пьющих. Кино как инструмент для создания нового человека назвали искусством и… определили в состав Наркомата легкой промышленности.

«Водка, церковь и кинематограф» – вполне поэтичное название статьи Троцкого, вышедшей в июле 1923 года. Троцкий активно призывал «довести до конца антиалкогольный режим в стране возрождающегося труда»: «Стремление развлечься, рассеяться, поглазеть и посмеяться есть законное стремление человеческой природы... В обиходе капиталистических городов кинематограф сейчас такая же составная часть жизни, как баня, пивная, церковь и другие необходимые учреждения, похвальные или непохвальные. Страсть к кинематографу имеет в основе своей стремление отвлечься, увидеть что-то новое, небывалое, посмеяться и даже поплакать, но не над собственными злоключениями, а над чужими... Привлекая и развлекая, кинематограф уже тем самым конкурирует с пивной и с кабаком...».

Троцкий был наиболее принципиальным борцом с алкогольной зависимостью страны. И полнокровно авангарден. Восторженно относился к Пабло Пикассо. Опекал Мейерхольда. В ответ на такое внимание наркома Мейерхольд один из своих новаторских спектаклей – «Земля дыбом» (1923 г.), посвятил «первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому» (все это впоследствии зло аукнулось Мейерхольду). «Первый красноармеец» лично участвовал в подготовке спектакля, приказал выделить для декораций и реквизита постановки разную военную атрибутику: полевые телефоны, прожектора, обмундирование и даже мотоцикл. Был также случай, когда Троцкий со статьей «Диктатура, где твой хлыст?» соколом налетел на одного литкритика, но, не требуя сделать хлыст диктатуры орудием цензуры, а, наоборот, призывая его на защиту поэтов и поэтесс от нее.

Так или иначе, но до 15 года прошлого века ни в одной стране мира, кроме России, не пытались определять кино как искусство. В только-только рожденном из ярморочно-балаганного праха отечественном кинематографе почти с первых же дней, толкаясь и мешая друг другу, попеременно пытались захватить лидерство три основных взгляда: хотелось иметь кино прибыльно-коммерческое, хотелось сделать кино высоким искусством, хотелось иметь кино пропагандистское и бичующее.

Кроме того, были призывы считать главным – кино «разумное» т.е. образовательное и научное. В екатеринбургском ж-ле «Разумный кинематограф и наглядные пособия» (ещё 1913-1914 г.г.) приводились вполне убеждающие цифры: в 1903 году из 718 школ Московской губернии карты были только в 95 из них, компас – в 12, магнит – в 8. Эти призывы реализовывались своеобразно: появились фильмы по обучению солдат в армии, кинокурсы для рожениц по уходу за новорожденными, но стало использоваться кино и для обучающихся в гимназиях.

В ж-ле «Вестник кинематографии» тех лет приводится комментарий к обзору фильмов, вышедших на экраны в 1911 году: «Как жадный торгаш, забывший искру божию, теплившуюся в его груди, кинематограф зарабатывал деньги и… деморализовывал зрителя».

В идеологическом плане новая власть стала сразу же, подобно древним эскимосам, рисовать на кинопленке свои волнистые линии – пытаясь пробудить в сознаниях и душах образ требуемого ей будущего огня. Церковь была очевидным идеологическим конкурентом и определенным источником пополнения пустого госбюджета за счет изъятия тех ценностей, которые чиновнику (ставшему временно, на несколько десятков лет, атеистом) были интересны лишь как ювелирные драгоценности. Поэтому здесь борьба была достаточно последовательной.

В противостоянии же новой власти с водкой победил крепкий градус. Высокий градус искушения обогатить бюджет. Как это делало, совершенно не краснея, царское правительство, при котором главными статьями госдохода были уголь и спиртное. Сначала, в 20-е годы, была предпринята честная попытка заменить доходы от водки доходами от кино. Не зря же кинематография стала структурой Наркомата легкой промышленности – т.е. рассматривалась как перспективно-прибыльная производственная отрасль.

Цитата из газетной статьи одного видного экономиста той поры: "Кинопромышленность является крайне выгодным коммерческим делом, дающим огромные барыши. При умелом, толковом и деловом подходе кино-монополия может сыграть для оздоровления наших финансов роль, сходную с ролью водочной монополии для царской казны".

Однако, чтобы реально стать прибыльным, массовому отечественному кино надо было выйти на совершенно другой качественный уровень. А тут сразу же возникли сложности. Что и подметил В.В. Маяковский в своем опусе "КИНО И ВИНО":

“Сказал философ из Совкино:                                                                                     "Родные сестры - кино и вино,                                                                                                  но в случае                                                                                                                                в том и в ином -                                                                                                                        я должен иметь доход от кино                                                                                                  не меньше торговца вином".                                                                                                  Не знаю,                                                                                                                                  кто и что виной,                                                                                                                         (история эта - длинна),                                                                                                                но фильмы уже                                                                                                                догоняют вино                                                                                                                          и даже                                                                                                                                            вреднее вина.                                                                                                                            И скоро                                                                                                                                  будет всякого                                                                                                                            от них                                                                                                                                        тошнить одинаково”.

Чем-то похоже на кое-что из сегодняшнего дня.

К.Е. Ворошилов о кино. Анкета «Кинонедели», 1925 г. №1(48):

«Картинки» пока приходится смотреть чужие и не всегда безвредные, а наши, советские, далеко еще несовершенны во многих отношениях».

Заседание коллегии Наркомпроса 29 декабря 1927 года. Доклад председателя Совкино т. Шведчикова и его обсуждение.

«т. Рафес (Совкино). Больше всего нас ругают за отсутствие идеологии и в результате все режиссеры начинают думать, что они дают совершенно непригодные картины и что современная картина на 100% должна быть насыщена идеологией. На днях я видал новую картину «Утюг». Вот уж действительно, получился форменный утюг, которым можно голову прошибить. Идеологии в картине напихано до отказу. Фигурируют только Фабрика, трактор и тулуп. Ни одной женщины нет».

Из стенограммы диспута «Политика Совкино». 1927 г. Из выступления т. Яковлева, представителя Совкино:

«…Я спрашиваю вас сегодня, может ли кто-нибудь сказать, что у нас есть достаточное количество сценаристов, включая Шкловского и пр., которые могли бы дать все 200 картин, какие нужно… (Шум) … (Маяковский: Я могу сказать, что могу дать 500)».

В рабочем клубе «Пролетарская кузница». Обсуждение после просмотра американских комедий «Собачий паспорт», «Вымирающее племя», «Морской волк», «Горе-охотник». 1928 г. Из протокола:

«У нас идут заграничные комедии потому, что у нас не хватает своих. И благодаря тому, что у нас идут заграничные фильмы, мы получаем прибыль от них… Правда, в этих комедиях смех нездоровый, глупый. Этого отрицать нельзя. Но почему же иногда не посмеяться над глупостями буржуазии?»

Общественный просмотр тех же американских комедий в клубе «Красный октябрь», 4 февраля 1928 г. Из стенограммы обсуждения:

«Если в кинематографе показывают бессмысленно-трюковую фильму и публика из его дверей выходит немного глупее, чем до сеанса, буржуазии это на руку. Мы должны давать себе отчет в том, какую подлую роль играет этот «чистый» смех, и не идти на буржуазную приманку. Не только трюковая комедия или фарс использованы западно-европейской и американской кинематографией для классовых целей буржуазии… Вы все время смеетесь добродушно, но не серьезно, вы знаете, что все кончится поцелуями».

«Юмор в западноевропейской кинокомедии обычно немного сентиментален, - своя семья, свой уют, своя жена, своя чашка кофе – и как хорошо можно посмеяться над семейным анекдотом, - скажем: приходит к вам приятель, и оказывается, он забыл надеть штаны. Все это мило и чудесно и отвлекает от забот и грустных мыслей, которых так много во время кризисов и безработицы. Буржуазия отлично понимает значение такого искусства. Она тратит на него много средств…». Луначарский А.В. Кинематографическая комедия и сатира (Сокращенная стенограмма доклада, прочитанного 12 июля 1931 г. в Московской АРРК). Пролетарское кино, 1931 г. №9.

«Учиться нужно… зорким прощупыванием заграничного производства пытливыми советскими глазами. Тогда весь опыт прочно осядет в советских головах…». Анощенко Ник. Техническая помощь заграницы нашему кино. Кино и жизнь, 1930 г. №9.

Но продолжим. Постепенно, по мере того, как водка для госбюджета становилась все роднее матери, от борьбы с ней наше кино перешло к объятиям. Иногда к почти похмельно-неосознанным. В некоторых случаях смертельным. Как в нами всеми любимой новогодней кинокомедии, без которой уже и Новый год не полноценный праздник, водка стала для зрителя незапланированной невестой. Кстати, после этой кинокомедии (помимо воли ее авторов) начертанное на пленке в реальной жизни откликнулось стране девятибальными валами пьяных смертей в банях. Настолько многочисленными, что о них пришлось говорить на самом тогдашнем верху.

И другая, более ранняя кинокомедия – «Свинарка и пастух». Вот уж где была предпринята задиристая попытка изобразить и реализовать такие линии огня, которые соединили бы несоединимое, свести воедино и примирить в сознании зрителя сразу несколько противоположных полюсов. Север и юг: она с севера, он – с юга. Национальности: она русская красавица, он – красавец-джигит с Кавказа. Но мало того, - и тут уже явно проглядывает не фантазия авторов, а попыхивающая трубочкой усмешка главного теоретика киноискусства: главный герой – дагестанец, а значит представитель еще многочисленного к началу сороковых мусульманства, завоевывает любовь первой свинарки страны и увозит ее в финале к себе, видимо, распространять свой передовой опыт в горном мусульманском ауле. Но назвать фильм «Свинарка и мусульманин» не осмелился даже Сталин.

Не известно, как отнеслись тогда к фильму в тех местах, откуда главный герой картины, но сегодня эта неуклюжая и по-сталински грубо не умная попытка как-то скарикутурировать отношение к одной из самых больших религий, по-моему, не должна выглядеть для ее представителей обидной. К тому же здесь есть вещи поинтереснее. Соединение несоединимого, как известно, основной прием постмодернизма. И попытка Сталина воспользоваться им делает его, вопреки его воли, одним из праотцов отечественного постмодернизма. Постмодернизм в нашем кино обнаруживается порожденным Сталиным (!) артефактом, тем дымом, на борьбу с которым впоследствии ухлопают столько сил и нервов его наследники.

Новое время – новые эскимосские линии будущих костров. Нацарапанные на целлулоиде или цифрой барашки будущего огня в реальной жизни превращают зрительские головы в головешки современного идеологического пламени, а барашки – в барашков. Теперь уже барашки тарантинизации, джармушизации, коэннинизации, ридлискоттизации… Вспоминается объявление во ВГИКе: «Требуется сценарист, умеющий писать диалоги, как у Тарантино»…

                                                                                                             Анатолий Шатских, "Ассиметрия"

Читать полностью »

Название новой записи

Опубликовано 18.07.2016

Один мой знакомый решил завести собаку. Завел. И дал ей красивую кличку – Коллайдер.

Зовут моего знакомого Андрон, фамилия тут не важна.

Когда пса выгуливают, он все время хаотично насается повсюду так, словно пытается достичь скорости света в вакууме. А если пытается убежать куда-нибудь не туда или схватить что-нибудь не то, мой знакомый упреждающе кричит:

- Коллайдер, фу!

Как-то раз он ухватил зубами одного гражданина. Тот начал возмущаться, чья это, мол, собака, да почему без намордника. Тогда старушки, клубящиеся у подъезда, наперебой, как можно более доходчиво стали ему объяснять:

- Это вас андронный Коллайдер покусал.

- Про него даже по телевизору говорили. Он пытается получить более полное представление о Стандартной модели физики элементарных частиц.

- Симулирует условия, происходящие внутри черных дыр, и норовит вынюхать темную материю. Истоки сотворения мира, пёс такой, хочет отыскать.

- Поэтому намордник ему разрешено не иметь.

- Хотя держать подобную собаку не дёшево и в любой момент можно утратить контроль над ее поведением. Такой непредсказуемый Коллайдер и самого хозяина может загрызть.

- Постоянно со сверхвысокой энергией соударяется то с тем, то с этим. А мы тут стоим и фиксируем эти соударения… Как детекторы какие.

        Потом, помолчав, старушки добавляют:

- Скорей бы уж Коллайдер этот отыскал то, чего ищет. А то пока вот только такие случаи как ваш и будят праздничное настроение.

        Покусанный Коллайдером чудаковатый гражданин – Бозон Хиггс по паспорту – удовлетворяется разъяснениями и, придерживая рукой отодранный лоскут на штанах, удаляется. Восвояси.

                                                                                                           © А. Ш. «Ассиметрия».

P.s.  

Интересный сайт с фильмами разных жанров и стилей, называется "Кино-Эксклюзив", ссылка: 

https://www.youtube.com/channel/UCBzwwNyKuOMYs9veuaShuiw/videos

Читать полностью »

Название новой записи

Опубликовано 18.07.2016
Читать полностью »

"Искусство управления вниманием" и "Кино - как искусство управления вниманием зрителя" ТЕМЫ ОЧЕРЕДНЫХ ВСТРЕЧ С ЧИТАТЕЛЯМИ И ЗРИТЕЛЯМИ

Опубликовано 22.06.2015
Читать полностью »

Название новой записи

Опубликовано 12.10.2011